0 В корзину

0 В корзину
Краткая теоретическая справка о преимуществах ПИД-регулятора.
Использование электронных систем управления двигателем (ЭСУД) дает возможность более точно регулировать частоту вращения коленчатого вала дизельных двигателей, входящих в состав электроагрегатов и электростанций. В основе большинства алгоритмов управления ЭСУД заложен традиционный пропорционально-интегрально-дифференциальный закон регулирования (ПИД-регулятор, который представляет собой сумму трех слагаемых. Первое слагаемое пропорционально разности сигналов – входного и обратной связи, второе – интегралу сигнала рассогласования и третье – производной сигнала рассогласования).
Преимущества ПИД-регулятора заключаются не только в простоте реализации функции, но и малых затратах ресурсов микропроцессора. Кроме того, при его проектировании не требуются детальные знания об управляемом процессе, и о математической модели управляемого объекта. Однако классический ПИД-регулятор, в электронной системе регулирования (ЭСУ) дизельных двигателей не применяется, поскольку параметры и характеристики двигателя изменяются как в начальный период работы, так и на протяжении всего времени его эксплуатации, более того они зависят от режима работы двигателя. Поэтому классический ПИД-регулятор, в данной ситуации, требует модификации.
В настоящее время наибольший интерес представляет адаптивное управление, т.е. такие алгоритмы работы, которые позволяют автоматически изменять характеристики системы управления (СУ) при изменении условий работы с целью оптимизации управления. Оптимизация в данном случае осуществляется по заданному критерию. Подобные системы управления содержат в себе модель процесса, либо предусматривают наличие функций настройки по эталонным сигналам. Эффективность таких систем выше, чем у классического ПИД-регулятора, но при проектировании они требуют значительных затрат для идентификации объекта управления, а также прерывания нормального процесса регулирования с целью собственной настройки по эталонному сигналу.
Этих недостатков удается избежать, применяя интеллектуальное управление. Оно может быть осуществлено в электронных системах управления, реализующих современные алгоритмы, основанные на опыте, полученном в биологических исследованиях центральной нервной системы и генетике. В основе алгоритмов лежит попытка реализации искусственного интеллекта. Данный подход применен в нечеткой логике, искусственных нейронных сетях и генетических алгоритмах оптимизации. Алгоритмы интеллектуального управления показывают высокую эффективность и способны функционировать даже в условиях, не предусмотренных при их проектировании. К недостаткам их применения следует отнести сложность реализации. Нечеткая логика требует значительных затрат времени на создание лингвистических правил и оперирует сложным математическим аппаратом. Генетические алгоритмы используют значительные ресурсы микропроцессора на поиск оптимума. Искусственные нейронные сети требуют обучения с помощью экспертных данных, подобранных таким образом, чтобы обеспечить возможность максимального их обобщения с целью выработки универсального правила работы нейронной сети.
Ввиду сложности процессов, протекающих в дизельном двигателе, для качественного управления им, оптимальным оказывается применение какого-либо из описанных выше подходов, следовательно, математической модели высокой сложности. Дизельный двигатель является чрезвычайно нелинейным объектом, так как на нормальное протекание рабочего процесса влияет целый ряд факторов, таких как:
  • температура окружающей среды;
  • атмосферное давление;
  • влажность воздуха и др.
Необходимо учитывать и тот факт, что характеристики двигателя способны сильно изменяться со временем в результате его износа. В реальных условиях дизель должен оставаться способным функционировать даже в случае неисправности некоторых его компонентов или систем.
Внедрение адаптивных алгоритмов подстройки параметров системы управления способно частично решить проблемы, связанные с неопределенностью характеристик и отдельных параметров двигателя, включая их неидентичность, нестабильность и случайность, реально проявляющиеся как ухудшение мощностных и экологических показателей на неоптимальных режимах работы двигателя (холостой ход, работа при постоянном изменении нагрузки, либо частоты вращения коленчатого вала). Применение интеллектуальных систем, в том числе искусственных нейронных сетей (ИНС), для управления дизельным двигателем считается наиболее перспективным средством управления, так как позволяет обойтись без точного математического моделирования объекта управления, а наличие возможности самообучения, позволяет системе автоматического управления работать и в условиях, не предусмотренных на этапе проектирования (нештатные ситуации, отказы датчиков и другие неисправности) благодаря способности обобщения получаемой информации.
Для улучшения динамических показателей дизельного двигателя, входящего в состав электроагрегата или электростанции, структурно-параметрическая оптимизация системы управления должна осуществляться с учетом характеристик объекта. Расчет этих параметров может быть выполнен путем параметрической оптимизации, параметрической настройки и методом последовательного приближения.

Параметрическая оптимизация

Суть метода заключается в том, что с помощью математической модели объекта управления осуществляется подбор сочетания параметров системы с целью минимизации критерия качества. Аналитическое решение возможно лишь для объектов и регуляторов очень низкого порядка. В остальных случаях применяют численные методы.

Параметрическая настройка.

Осуществляется при помощи алгоритмов параметрической настройки, позволяющих получить параметры регулятора, близкие к оптимальным для некоторого критерия. Обычно для этого необходимо оценивать либо параметры переходного процесса в системе при ступенчатом задающем воздействии, либо критическое значение коэффициента усиления и период колебаний на границе устойчивости системы.

Метод последовательного приближения

Осуществляется путем последовательного увеличения значений параметров от малых начальных до такой их величины, когда процесс в замкнутой системе ни приобретет значительной колебательности. После этого, значения параметров постепенно уменьшаются.
С целью выполнения строгих требований к качеству регулирования, например, если переходный процесс оказывается сложным, затянутым или существенно изменяющимся, следует применять метод параметрической оптимизации. Этот метод также пригоден для автоматизации процесса проектирования регуляторов.

© ООО "Электротехнический завод ЭЛЗА" —
Копирование материалов допускается с разрешения правообладателей сайта.
Настоящий интернет-ресурс носит информационный характер и не является публичной офертой, определяемой положениями Статьи 437 (2) ГК РФ.
Для получения информации о наличии, условиях поставки товаров и оказания услуг, пожалуйста, обращайтесь в отдел сбыта .